Задание 24 ЕГЭ по русскому языку

Языковые средства речевой выразительности

  1. Фонетические:
    1. Аллитерация - повтор согласных, создающий образ.
      Пример: Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши - стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей.
    2. Ассонанс - повтор гласных, создающий образ.
      Пример: Люблю березу русскую то светлую, то грустную - передает легкую грусть, нежность.
  2. Лексические(тропы):
    1. Эпитет - красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения.
      Пример: И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь.Парус одинокий; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно всматривается.
    2. Сравнение - выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что.
      Пример: Как море бесшумное, волнуется все войско.Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
    3. Метафора - троп, на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов.
      Пример: Летят алмазные фонтаны/С веселым шумом к облакам -(сверкающие, как алмаз);Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда.
    4. Метонимия - замена одного слова другим, смежным по значению.
      Пример: Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) Читая Булгакова.. (его книги) Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева.
    5. Синекдоха - разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот.
      Пример: Каждую копейку в дом несет (деньги). И слышно было до рассвета, как ликовал француз (французская армия).
    6. Аллегория - изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.
      Пример: Лиса - аллегория хитрости, заяц -трусости.
    7. Ирония - слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому.
      Пример: Такой ты умный! (=глупый).
    8. Олицетворение - неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа.
      Пример: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.О ком ты воешь, ветер ночной, о чём сетуешь безумно?.
    9. Гипербола - преувеличение.
      Пример: В сто сорок солнц закат пылал.
    10. Литота - преуменьшение.
      Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка;Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на сеете сиротиночке Беспечально век прожить.
    11. Перифраз(а) - слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора.
      Пример: Лев = царь зверей. Нефть = черное золото. Утро года = весна.
    12. Синонимы - 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2)Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста.
      Пример: 1)Победить-одолеть; бежать -мчаться.2)Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы.
    13. Антонимы - слова, имеющие противоположенные значения.
      Пример: Коварство и любовь;Белей лишь блеск, чернее тень.
    14. Архаизм - устаревшее слово или оборот речи.
      Пример: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился..
    15. Диалектизм - слово или оборот бытующие в определённой местности, социальной группе или профессии.
      Пример: Петух - кочет, ковшик - корчик, разравнивать граблями - скородить.
    16. Жаргонизм - речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений.
      Пример: «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского.
    17. Неологизм - слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий.
      Пример: «Бездарь» вместо «бездарность».
    18. Афоризм - обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор.
      Пример: «У сильного всегда бессильный виноват»
    19. Фразеологизм - лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы.
      Пример: Бить баклуши, положа руку на сердце, закадычный друг, щекотливое положение.
  3. Стилистические фигуры:
    1. Анафора - повтор частей в начале строк (единоначатие).
      Пример: Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод,Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы..
    2. Эпифора - повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений.
      Пример: Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
    3. Композиционный стык - повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
      Пример: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
    4. Антитеза - противопоставление.
      Пример: Волос длинный - ум короткий; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли.
    5. Градация - расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака.
      Пример: На лице светились, горели, сияли огромные синие глаза.Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть..
    6. Оксюморон - соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга.
      Пример: Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной.Мёртвые души, живой труп, горячий снег.
    7. Инверсия - изменение обычного порядка слов. Обычно:определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение.
      Пример: Он пришёл - пришёл он; Досадно было, боя ждали..
    8. Параллелизм - сравнение в форме сопоставления.
      Пример: 1)прямой: Травой зарастают могилы - давностью 2)отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит - То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.
    9. Эллипсис - пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста.
      Пример: Мужики - за топоры! (пропущено слово «взялись»).
    10. Парцелляция - членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения.
      Пример: И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
    11. Многосоюзие - однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами.
      Пример: Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога.
    12. Бессоюзие - однородные члены предложения соединяются без помощи союзов.
      Пример: Швед, русский колет, рубит, режет..
    13. Риторический вопрос - вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя.
      Пример: Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят».
    14. Риторическое обращение - обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.
      Пример: Прощай, немытая Россия!
    15. Умолчание - намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу.
      Пример: Но слушай: если я должна тебе..кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.
    16. Парадокс - суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению.
      Пример: Трус умирает много раз, храбрец - только однажды.
    17. Оценочная лексика - прямая авторская оценка событий, явлений, предметов.
      Пример: Пушкин - это чудо.
    18. Экспрессивная лексика Слова выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.
      Пример: Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач.

Давайте рассмотрим Тестовое задание и вместе разберём его:


Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка..

Спи­сок тер­ми­нов:
1) пар­цел­ля­ция
2) книж­ные слова
3) раз­го­вор­ные слова
4) ряд од­но­род­ных чле­нов
5) кон­текст­ные си­но­ни­мы
6) ана­фо­ра
7) ри­то­ри­че­ское вос­кли­ца­ние
8) эпи­тет
9) син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм

«Раз­мыш­ляя над по­став­лен­ной про­бле­мой и вы­ра­жая свои чув­ства, Е. А. Лап­тев ис­поль­зу­ет раз­но­об­раз­ные сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти: так, в пред­ло­же­нии 1 он ис­поль­зу­ет троп — (А)_____ («бур­ная дис­кус­сия»). Син­так­си­че­ское сред­ство — (Б)_____ (в пред­ло­же­нии 8) и лек­си­че­ское сред­ство — (В)_____ («шпана» в пред­ло­же­нии 13 — «раз­бой­ни­ки» в пред­ло­же­нии 15) — по­гру­жа­ют нас в ат­мо­сфе­ру по­сле­во­ен­но­го дет­ства рас­сказ­чи­ка, а (Г)_____ («по­ко­вы­лял», «рас­швы­рял», «стук­нул») по­мо­га­ют со­здать зри­мое пред­став­ле­ние о про­изо­шед­шем слу­чае».

(1)В одной из не­дав­них те­ле­пе­ре­дач, где ве­лась бур­ная дис­кус­сия о про­бле­мах со­вре­мен­но­го об­ра­зо­ва­ния, мод­ная те­лезвез­да раз­ра­зи­лась гнев­ной ти­ра­дой в адрес учи­те­лей. (2)По её твёрдому убеж­де­нию, все они —это люди не­со­сто­яв­ши­е­ся, не­удач­ни­ки, про­иг­рав­шие борь­бу за успех, они при­шли в школу един­ствен­но для того, чтобы ото­мстить бед­ным детям за свою сло­ман­ную судь­бу. (З)При­зна­юсь: меня, че­ло­ве­ка уже по­жи­ло­го, вы­рос­ше­го в по­сле­во­ен­ные годы, эти слова оше­ло­ми­ли, будто бы какой-то не­че­сти­вец по­смел при­люд­но над­ру­гать­ся над свя­ты­ней. (4)В пер­вый мо­мент мне по­ка­за­лось, что про­ис­хо­дя­щее — сцена из ка­ко­го-то филь­ма и те­лезвез­да про­сто-на­про­сто иг­ра­ет от­ри­ца­тель­ную роль. (5)Но, к со­жа­ле­нию, это был не фильм, и, к ещё боль­ше­му со­жа­ле­нию, по­че­му-то никто из пуб­ли­ки не счёл воз­мож­ным ска­зать хоть слово в за­щи­ту учи­те­лей.
(6)...Шёл ап­рель 1947 года. (7)Мы, раз­лучённые вой­ной со сво­и­ми от­ца­ми, росли без царя в го­ло­ве, не при­зна­вая ни за­ко­нов, ни пра­вил. (8)Голод, по­сто­ян­ные ли­ше­ния, су­ро­вые жиз­нен­ные усло­вия — всё это на­ло­жи­ло свой от­пе­ча­ток на наши ха­рак­те­ры. (9)Тогда счи­та­лось нор­маль­ным вся­че­ски по­ка­зы­вать своё пре­не­бре­же­ние к учи­те­лям, и чем более дерз­ко ты себя вёл, тем боль­ше тебя ува­жа­ли в маль­чи­ше­ской ком­па­нии.
(10)Учи­тель фи­зи­ки Иван Ва­си­лье­вич Мат­ве­ев пришёл к нам в седь­мой класс. (11)Ходил он мед­лен­но, с уси­ли­ем опи­ра­ясь на па­лоч­ку, и когда не­ча­ян­но за­де­вал ра­не­ной ногой угол парты, то лицо чуть за­мет­но вздра­ги­ва­ло от боли.
(12)В конце ме­ся­ца он, по­лу­чив расчёт, воз­вра­щал­ся с ра­бо­ты. (13)Его встре­ти­ла мест­ная шпана, чтобы отобрать день­ги. (14)Учи­тель, не­вы­со­кий кре­пыш, пе­ре­ло­жил па­лоч­ку из пра­вой руки в левую, затем двумя паль­ца­ми —ука­за­тель­ным и сред­ним — ле­гонь­ко стук­нул гла­ва­ря по верх­ней губе. (15)Тот рух­нул на землю, учи­тель по­смот­рел на оце­пе­нев­ших раз­бой­ни­ков и по­ко­вы­лял даль­ше. (16)Весть о том, что учи­тель шутя рас­швы­рял целую банду, мо­мен­таль­но раз­нес­лась по всему го­род­ку, а по­сколь­ку Иван Ва­си­лье­вич вёл фи­зи­ку в нашем клас­се, то все се­ми­класс­ни­ки в той или иной мере счи­та­ли себя со­при­част­ны­ми этому по­дви­гу. (17)Мы даже осво­и­ли не­сколь­ко ха­рак­тер­ных же­стов сво­е­го учи­те­ля, го­во­рить стали мед­лен­но, про­тяж­но, видом своим по­ка­зы­вая, что учи­тель по­де­лил­ся с нами сек­рет­ны­ми приёмами и те­перь не при­ве­ди Бог кому-ни­будь нас оби­деть.
(18)Од­на­ж­ды я уви­дел, как Иван Ва­си­лье­вич, спус­ка­ясь со школь­но­го крыль­ца, подал руку иду­щей сле­дом учи­тель­ни­це ма­те­ма­ти­ки. (19)Та смущённо по­крас­не­ла и по­бла­го­да­ри­ла фи­зи­ка. (20)В тот же день, по­ви­ну­ясь без­отчётному же­ла­нию во всём по­хо­дить на учи­те­ля, я подал руку своей маме, когда она пе­ре­хо­ди­ла по шат­кой ле­сен­ке через теп­ло­трас­су. (21)Мама удивлённо улыб­ну­лась, потом об­ня­ла меня и ска­за­ла, лас­ко­во глядя по­влаж­нев­ши­ми гла­за­ми: «Спа­си­бо, милый! (22)Ты у меня уже со­всем боль­шой!»
(23)Ста­ра­ясь ка­зать­ся взрос­лы­ми, та­ба­ком мы на­ча­ли ба­ло­вать­ся чуть ли не с шести лет. (24)Но, когда по­ня­ли, что наш учи­тель не курит, мно­гие, в том числе и я, оста­ви­ли эту вред­ную при­выч­ку. (25)Как-то раз Петь­ка Фёдоров руг­нул­ся матом — дело обыч­ное для нас. (26)Иван Ва­си­лье­вич, услы­шав не­при­лич­ное слово, шёпотом ска­зал Петь­ке:
(27)— Это на­зы­ва­ет­ся муж­ская сла­бость.
(28)С той поры я ста­ра­тель­но из­бе­гал не­цен­зур­ных слов в своей речи...
(29)Мыс­лен­но огля­ды­ва­ясь на про­жи­тые годы, я по­ни­маю, как много пра­виль­но­го, муд­ро­го и не­об­хо­ди­мо­го по­да­рил мне этот ве­ли­кий че­ло­век. (30)Даже се­год­ня мне ещё хо­чет­ся дер­жать­ся за его креп­кую руку, ко­то­рая ведёт меня по до­ро­ге жизни.

«Раз­мыш­ляя над по­став­лен­ной про­бле­мой и вы­ра­жая свои чув­ства, Е. А. Лап­тев ис­поль­зу­ет раз­но­об­раз­ные сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти: так, в пред­ло­же­нии 1 он ис­поль­зу­ет троп — эпи­тет («бур­ная» — об­раз­ное опре­де­ле­ние). Син­так­си­че­ское сред­ство — ряд од­но­род­ных чле­нов (в пред­ло­же­нии 8 есть од­но­род­ные под­ле­жа­щие «голод, ли­ше­ния, усло­вия») и лек­си­че­ское сред­ство — кон­текст­ные си­но­ни­мы («шпана» в пред­ло­же­нии 13 — «раз­бой­ни­ки» в пред­ло­же­нии 15) — по­гру­жа­ют нас в ат­мо­сфе­ру по­сле­во­ен­но­го дет­ства рас­сказ­чи­ка, а раз­го­вор­ные слова («по­ко­вы­лял», «рас­швы­рял», «стук­нул») по­мо­га­ют со­здать зри­мое пред­став­ле­ние о про­изо­шед­шем слу­чае».
Ответ: 8,4,5,3.

Тестовые варианты для задания 24 из Егэ по Русскому:

Попробуйте решить их самостоятельно и сравнить с ответами в конце страницы


Пример 1:


Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка..

Спи­сок тер­ми­нов:
1) кон­текст­ные ан­то­ни­мы
2) ци­ти­ро­ва­ние
3) ана­фо­ра
4) про­сто­реч­ная лек­си­ка
5) во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния
6) об­ще­на­уч­ные тер­ми­ны
7) ме­та­фо­ра
8) диа­лек­тиз­мы
9) ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние

«Раз­го­вор о смыс­ле че­ло­ве­че­ской жизни А. Ада­мо­вич на­чи­на­ет с ряда во­про­сов, ко­то­рые при­вле­ка­ют вни­ма­ние чи­та­те­ля к глав­ной про­бле­ме тек­ста. Автор ши­ро­ко ис­поль­зу­ет лек­си­че­ское сред­ство — (А)_____ («су­ще­ство­ва­ние», «су­ще­ство», «ма­те­рия», «ис­ти­на» и др.). Рас­суж­дая о том, что такое «на­сто­я­щее», автор в пред­ло­же­нии 24 ис­поль­зу­ет такой троп, как (Б)_____ («дан­ный миг всего лишь мо­стик...»). Син­так­си­че­ское сред­ство — (В)_____ (на­при­мер, пред­ло­же­ния 17, 18, 22) — по­мо­га­ет ав­то­ру тек­ста не толь­ко уси­лить эмо­ци­о­наль­ный фон, но и по­ка­зать остро­ту и зна­чи­мость под­ня­той про­бле­мы. Ар­гу­мен­ти­руя свой взгляд на про­бле­му, автор ис­поль­зу­ет приём — (Г)_____ (в пред­ло­же­нии 13)».

(1)...Так в чём же смысл че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ство­ва­ния? (2)Не в во­про­се ли за­ключён ответ? (3)Не в том ли смысл по­яв­ле­ния че­ло­ве­ка на земле и во Все­лен­ной, чтобы кто-то спра­ши­вал? (4)Себя и целый мир: зачем мы и всё зачем? (5)Если верно, что че­ло­век — осо­знав­шая себя ма­те­рия, своё су­ще­ство­ва­ние осо­знав­шая, себя уви­дев­шая со сто­ро­ны ма­те­рия, так кому же, кроме как че­ло­ве­ку, спра­ши­вать: зачем? зачем? зачем?..
(6)С камня не спро­сит­ся, что он ка­мень, с чайки не спро­сит­ся, что она чайка... (7)С че­ло­ве­ка спро­сит­ся.
(8)«Червь, — на­пи­сал один из ге­ро­ев Да­ни­и­ла Гра­ни­на, — для того, чтобы „де­лать землю"».
(9)«Че­ло­век, — ска­жем мы, — чтобы спра­ши­вать». (10)И за червя, и за самоё землю спра­ши­вать: зачем всё? (11)Зачем земля и зачем червь, «де­ла­ю­щий землю»? (12)И самое глав­ное «зачем» — зачем я, че­ло­век?
(13)«Про­стое раз­мыш­ле­ние о смыс­ле жизни, — го­во­рил Аль­берт Швей­цер, — уже само по себе имеет цен­ность». (14)Че­ло­век смот­рит в небо, на звёзды — это ему не­об­хо­ди­мо по­то­му, что он — че­ло­век. (15)Он смот­рит не как вер­ши­на горы, де­ре­во, кошка. (16)И смот­рит, спра­ши­вая и за себя, и за гору, и за кошку: что и зачем?
(17)А что же се­год­ня глав­ное, какие во­про­сы самые ак­ту­аль­ные? (18)Не веч­ные ли и есть самые ак­ту­аль­ные? (19)Да, те самые, о ко­то­рых часто ду­ма­лось: обо­ждут, на то они и «веч­ные»!
(20)Во­прос жизни и смер­ти? — по­ду­ма­ешь, нам бы ваши за­бо­ты!
(21)Те­перь это наша за­бо­та, имен­но наша — о жизни и смер­ти самой пла­не­ты, во-пер­вых, и, во-вто­рых, че­ло­ве­че­ства, че­ло­ве­ка на ней. (22)И есть ли что важ­нее и ак­ту­аль­нее таких вот веч­ных во­про­сов?
(23)На­сто­я­щее — то, что все­гда охот­но при­но­си­лось в жерт­ву чему-то: ино­гда — про­шло­му, а ино­гда — бу­ду­ще­му. (24)Ведь дан­ный миг всего лишь мо­стик, чтобы «кон­сер­ва­то­рам» ухо­дить в уют­ное, милое для них про­шлое, а «ре­во­лю­ци­о­не­рам» рвать­ся и увле­кать за собой в бу­ду­щее.
(25)И люди, что живут се­год­ня, обя­за­тель­но хуже вче­раш­них. (26)И уж на­вер­ня­ка да­ле­ко им до тех, ко­то­рые зав­тра при­дут!
(27)Но ни­ко­гда не было так оче­вид­но, что на них, на те­пе­реш­них людях, всё со­шлось. (28)Ка­ко­вы они ни есть, но, не­со­мнен­но, от них за­ви­сит, со­хра­нит­ся ли жизнь.
(29)Се­год­ня осо­бен­но ощу­ти­ма ис­ти­на: без про­шло­го че­ло­век не весь, без устремлённо­сти в бу­ду­щее че­ло­ве­ку не­воз­мож­но, но глав­ный смысл че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ство­ва­ния всё-таки в том, чтобы вечно про­дол­жа­лось на­сто­я­щее — жил и про­дол­жал­ся че­ло­век. (30)Смысл жизни — в самой жизни. (31)Ведь дей­стви­тель­но может ока­зать­ся, что че­ло­век — един­ствен­ное во Все­лен­ной су­ще­ство, ко­то­рое сознаёт своё су­ще­ство­ва­ние и спра­ши­ва­ет, спра­ши­ва­ет — о смыс­ле и целях соб­ствен­но­го бытия!
(32)А это зачем? — можно спро­сить. (33)— Зачем, чтобы спра­ши­ва­ли?
(34)Да­вай­те по­до­ждём мил­ли­ар­ды го­ди­ков и узна­ем от­ве­ты на все «зачем». (35)Глав­ное — не обо­рвать цепь, не поз­во­лить пре­кра­тить­ся жизни...


Пример 2:


Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка..

Спи­сок тер­ми­нов:
1) ли­то­та
2) эпи­тет
3) лек­си­че­ский по­втор
4) фра­зео­ло­гизм
5) ан­то­ни­мы
6) од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния
7) диа­лек­тиз­мы
8) ри­то­ри­че­ский во­прос
9) во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

«Из­вест­ный жур­на­лист В. Пес­ков рас­ска­зы­ва­ет о том, как были отрав­ле­ны лоси и птицы. Троп — (А)_____ («жут­ко­ва­тая... ти­ши­на») — и син­так­си­че­ское сред­ство — (Б)_____ (пред­ло­же­ния 16, 22) — по­мо­га­ют вы­ра­зить от­но­ше­ние ав­то­ра к ги­бе­ли жи­вот­ных, в ко­то­рой ви­но­ва­ты люди. В то же время жур­на­лист от­ме­ча­ет, что есть и те, кому не­без­раз­лич­но со­сто­я­ние лесов, кто стре­мит­ся за­щи­тить при­ро­ду. Автор также ис­поль­зу­ет лек­си­че­ское сред­ство — (В)_____ (в пред­ло­же­ни­ях 11—12) и такой приём, как (Г)_____ (пред­ло­же­ния 23—25)».

(1)Ку­стар­ник и мел­ко­ле­сье. (2)Жут­ко­ва­тая пред­ве­чер­няя ти­ши­на. (З)Мол­ча­ли­вые за­рос­ли. (4)Боль­шая стая сорок под­ня­лась в одном, дру­гом месте. (5)По этому пир­ше­ству сорок и ворон на­хо­ди­ли в лесу по­гиб­ших лосей и птиц. (6)Что же слу­чи­лось?
(7)Не­дав­но над этими ме­ста­ми летал самолёт и опрыс­ки­вал лес хи­ми­че­ской жид­ко­стью. (8)Было за­ду­ма­но рас­ши­рить пло­щадь лугов. (9)Под­счи­та­ли, что кор­че­вать живой лес до­ро­же, чем отра­вить его с самолёта, а потом уж кор­че­вать. (10)Дело не новое, оно при­вле­ка­тель­но де­ше­виз­ной и по­то­му счи­та­ет­ся про­грес­сив­ным и вы­год­ным. (11)Не­со­мнен­но, есть в этом деле зна­чи­тель­ные плюсы. (12)Но есть и очень боль­шие ми­ну­сы. (13)Их не все­гда за­ме­ча­ют. (14)А ведь здесь по­гиб­ло два­дцать семь лосей, за­губ­ле­ны те­те­ре­ва, мел­кие птицы, спа­сав­шие окрест­ные поля и лес от вре­ди­те­лей. (15)Гиб­нут на­се­ко­мые, мно­гие из ко­то­рых — наши дру­зья. (16)Какой бух­гал­тер возьмётся те­перь под­счи­ты­вать вы­го­ду опе­ра­ции?! (17)И это ещё не всё. (18)Ты­ся­чи людей боль­шо­го го­ро­да едут в лес. (19)Пение птиц, вся­кое про­яв­ле­ние жизни со­став­ля­ют ра­дость этих про­гу­лок. (20)Встре­ча же с круп­ным зве­рем че­ло­ве­ку ино­гда за­по­ми­на­ет­ся на всю жизнь. (21)При­кинь­те же, сколь­ким людям не встре­тят­ся два­дцать семь лосей. (22)Какой бух­гал­те­ри­ей из­ме­ря­ет­ся эта по­те­ря?
(23)Что же, не на­шлось че­ло­ве­ка, ко­то­рый мог бы пред­ви­деть беду? (24)Со­всем на­о­бо­рот. (25)3асы­па­ли со­от­вет­ству­ю­щие учре­жде­ния пись­ма­ми. (26)А там своё суж­де­ние. «(27)У нас план. (28)И чего шум под­ня­ли? (29)Ве­ще­ство впол­не без­опас­ное. (30)Ни­че­го не слу­чит­ся с вашим зверьём».
(31)Свя­ты­ми гла­за­ми те­перь гля­дят от­вет­ствен­ные чи­нов­ни­ки на тех, кто бил тре­во­гу:
(32) — Мы? (33) Л оси по­гиб­ли от чего-то дру­го­го. (34)У нас есть ин­струк­ция. (35)Вот, чи­тай­те: «Дан­ное ве­ще­ство ток­сич­но для че­ло­ве­ка и жи­вот­ных. (Зб)Если не со­блю­дать осто­рож­ность, могут быть отрав­ле­ния, а также по­ни­жа­ет­ся ка­че­ство мо­ло­ка у коров...» (37)Вот ви­ди­те, ка­че­ство мо­ло­ка... (38)Про лосей же ни слова...
(39) — Но ведь можно было об этом до­га­дать­ся. (40)Пре­ду­пре­жда­ли же...
(41) — Мы со­глас­но ин­струк­ции...
(42)Вот и весь раз­го­вор.
(43)...В деле, где схо­дят­ся при­ро­да и химия, нами ру­ко­во­дить долж­ны Осто­рож­ность, Муд­рость, Лю­бовь к нашей ма­те­ри-земле, жи­во­му, что укра­ша­ет жизнь и ра­ду­ет че­ло­ве­ка. (44)Мы не долж­ны за­бы­вать в любом деле о самом глав­ном — о че­ло­ве­че­ском здо­ро­вье, не долж­ны пре­не­бре­гать сча­стьем слы­шать пение птиц, ви­деть цветы у до­ро­ги, ба­боч­ку на под­окон­ни­ке и зверя в лесу...


Пример 3:


Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка..

Спи­сок тер­ми­нов:
1) ме­та­фо­ра
2) срав­не­ние
3) про­ти­во­по­став­ле­ние
4) фра­зео­ло­гизм
5) ци­ти­ро­ва­ние
6) ряды од­но­род­ных чле­нов
7) эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ная лек­си­ка
8) ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние
9) во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

«Из­ла­гая свои взгля­ды, автор пред­по­чи­та­ет воз­дей­ство­вать пре­жде всего на разум чи­та­те­ля, при­во­дя факты и ста­ра­ясь убе­ди­тель­но ин­тер­пре­ти­ро­вать их. Этому слу­жат ввод­ные кон­струк­ции, а также такие приёмы, как (А)_____ (в пред­ло­же­ни­ях 4, 24, 30), поз­во­ля­ю­щее опе­реть­ся на мне­ние из­вест­ных де­я­те­лей куль­ту­ры, и (Б)_____ (пред­ло­же­ния 18—19). Вме­сте с тем Н. Ле­бе­дев вы­ра­жа­ет своё от­но­ше­ние к об­суж­да­е­мым во­про­сам, по­это­му в тек­сте ис­поль­зу­ют­ся такие лек­си­че­ские сред­ства, как (В)_____ («чтиво» в пред­ло­же­нии 14), и (Г)_____ («раз­во­дят ру­ка­ми» в пред­ло­же­нии 15)».

(1)Вла­ди­мир Со­ло­ухин в одном из сти­хо­тво­ре­ний вы­ска­зы­ва­ет мысль, что того, кто несёт в руках цветы, можно не опа­сать­ся, ибо че­ло­век с цве­та­ми в руках зла со­вер­шить не может.
(2)Ду­ма­ет­ся, то же можно ска­зать и о че­ло­ве­ке, не­су­щем в руках томик Пуш­ки­на или Че­хо­ва. (З)Ибо че­ло­век, чи­та­ю­щий такие книги, есть че­ло­век ра­зум­ный, че­ло­век нрав­ствен­ный.
(4)Из­вест­ны слова Горь­ко­го: «Лю­би­те книгу — ис­точ­ник зна­ния». (5)К этому сле­до­ва­ло бы до­ба­вить, что хо­ро­шая книга — это и сред­ство вос­пи­та­ния чувств, ду­хов­но­го воз­вы­ше­ния лич­но­сти, это мир че­ло­ве­че­ских пе­ре­жи­ва­ний. (6)А кроме того, книга при­об­ща­ет к кра­со­те род­ной речи.
(7)В Рос­сии ли­те­ра­тур­но-про­све­ти­тель­ские тра­ди­ции все­гда были силь­ны. (8)Иван Сытин, кре­стьян­ский сын, ко­то­рый ос­но­вал во вто­рой по­ло­ви­не XIX века из­да­тель­ство в Москве, мно­гие книги про­да­вал по очень низ­кой цене, может быть, себе в убы­ток, чтобы они были до­ступ­ны на­ро­ду. (9)А бла­го­да­ря из­да­те­лю Пав­лен­ко­ву в на­ча­ле XX века по­яви­лось две ты­ся­чи бес­плат­ных де­ре­вен­ских биб­лио­тек.
(10)В целом мы были и, хо­чет­ся на­де­ять­ся, остаёмся более на­чи­тан­ным на­ро­дом, чем мно­гие дру­гие. (11)И всё-таки всё чаще задаёшь себе во­прос: «А будут ли наши дети чи­тать Пуш­ки­на?» (12)Хотя книж­ный при­ла­вок стал не­из­ме­ри­мо бо­га­че и раз­но­об­раз­нее, круг на­ше­го чте­ния, как по­ка­зы­ва­ют со­цио­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния, за­мет­но из­ме­нил­ся. (13)Поль­зу­ют­ся спро­сом спе­ци­аль­ная ли­те­ра­ту­ра и книги, со­дер­жа­щие раз­но­го рода прак­ти­че­ские со­ве­ты. (14)Что же ка­са­ет­ся «ху­до­же­ствен­ной» ли­те­ра­ту­ры, то раз­вле­ка­тель­ное чтиво: де­тек­ти­вы, при­клю­че­ния, «се­мей­ные» ро­ма­ны — явно по­тес­ни­ло всё про­чее. (15)«Спрос опре­де­ля­ет пред­ло­же­ние», — раз­во­дят ру­ка­ми из­да­те­ли.
(16)Да, со­вре­мен­но­му че­ло­ве­ку, оза­бо­чен­но­му ма­те­ри­аль­ны­ми и про­чи­ми про­бле­ма­ми, не до серьёзного чте­ния. (17)Чи­та­ет он пре­иму­ще­ствен­но в транс­пор­те, по до­ро­ге на ра­бо­ту и с ра­бо­ты. (18)А что можно чи­тать в ав­то­бус­ной су­то­ло­ке? (19)Же­ла­ние от­влечь­ся, снять нерв­ное на­пря­же­ние за­став­ля­ет пред­по­честь лёгкое чте­ние, не тре­бу­ю­щее раз­мыш­ле­ний и глу­бо­ко­го про­ник­но­ве­ния в текст.
(20)Мощ­ны­ми кон­ку­рен­та­ми книги стали кино и те­ле­ви­де­ние. (21)Ки­но­ре­жиссёр Ролан Быков вспо­ми­нал о встре­че с ки­но­зри­те­ля­ми, на ко­то­рой одна жен­щи­на хва­ли­ла ки­не­ма­то­граф за вы­пуск филь­ма «Война и мир». (22)Она рас­це­ни­ла это как ве­ли­кую за­бо­ту о наших детях, ко­то­рым про­сто не про­чи­тать че­ты­ре тол­стен­ных тома. (23)А те­перь они пой­дут в кино и всё уви­дят. (24)«В зале сме­я­лись, — го­во­рил Быков, — но это было давно».
(25)Чем опас­на за­ме­на книги филь­мом? (26)Дело не толь­ко в том, что ли­те­ра­тур­ные ше­дев­ры не все­гда пре­вра­ща­ют­ся в ше­дев­ры ки­не­ма­то­гра­фи­че­ские. (27)В от­ли­чие от дру­гих видов ис­кус­ства, ли­те­ра­ту­ра тре­бу­ет не чув­ствен­но­го, а ин­тел­лек­ту­аль­но­го по­сти­же­ния. (28)Чи­та­тель создаёт об­ра­зы ге­ро­ев, про­ни­ка­ет в под­текст про­из­ве­де­ния ра­бо­той мысли. (29)Пре­вра­ще­ние те­ле­ви­де­ния в ос­нов­ной канал ин­фор­ма­ции, как утвер­жда­ют пси­хо­ло­ги, сви­де­тель­ству­ет о том, что мы пе­ре­хо­дим на об­раз­но-под­со­зна­тель­ное вос­при­я­тие в ущерб ра­ци­о­наль­но­му. (30)Ещё в XVIII веке фран­цуз­ский фи­ло­соф Дидро го­во­рил: «Кто мало чи­та­ет, тот пе­ре­стаёт мыс­лить».
(31)Во­прос «Будут ли наши дети чи­тать Пуш­ки­на?» сим­во­ли­чен: в нём зву­чит бес­по­кой­ство о нашем бу­ду­щем. (32)Ведь оно за­ви­сит от нрав­ствен­но­го об­ли­ка, ду­хов­но­го мира тех, кто се­год­ня сидит за школь­ной пар­той или в уни­вер­си­тет­ской ауди­то­рии. (ЗЗ)Им опре­де­лять судь­бу нашей ци­ви­ли­за­ции в XXI веке.
(34)Так сде­ла­ем же всё, чтобы наши дети чи­та­ли Пуш­ки­на!


Пример 4:


Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка..

Спи­сок тер­ми­нов:
1) ан­ти­те­за
2) ме­та­фо­ра
3) срав­не­ние
4) ана­фо­ра
5) ряд од­но­род­ных чле­нов
6) лек­си­че­ский по­втор
7) ри­то­ри­че­ский во­прос
8) ри­то­ри­че­ское вос­кли­ца­ние
9) эпи­тет

«Автор, рас­ска­зы­вая ис­то­рию сво­е­го героя, ис­поль­зу­ет раз­но­об­раз­ные сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти, ко­то­рые уси­ли­ва­ют эмо­ци­о­наль­ное воз­дей­ствие на чи­та­те­ля. Это приём — (А)_____ (в пред­ло­же­ни­ях 23—24, 24—25), а также тропы: (Б)_____ («будто фи­о­ле­то­вое по­кры­ва­ло» в пред­ло­же­ни­ях 41, 48), (В)_____ («стек­лян­ные глаза» в пред­ло­же­нии 24) и (Г)_____ («по ла­би­рин­там боли» в пред­ло­же­нии 31)».

(1)Ве­че­ром мо­ло­дой пас­тух Гриш­ка Ефи­мов, ко­то­ро­го за боль­шие хря­ще­ва­тые уши, тор­ча­щие в раз­ные сто­ро­ны, будто ост­рень­кие рожки, на­зы­ва­ли Чертёнком, при­гнал в село табун. (2)Бе­ше­но вра­щая зрач­ка­ми, он рас­ска­зал тол­пив­шим­ся возле га­ра­жа му­жи­кам, что видел в степи на­сто­я­щую ан­ти­ло­пу.
—(3)Да чего этого Чертёнка слу­шать: он со­ба­ку от ку­ри­цы не от­ли­ча­ет! — не­до­вер­чи­во от­ма­хи­ва­лись от него. — (4)От­ку­да в наших ме­стах ан­ти­ло­пы?
—(5)Да я лично видел! (6)Она в ло­щи­не пас­лась!
—(7)Так, может, это не ан­ти­ло­па, а се­вер­ный олень или ма­монт?! —вкрад­чи­во спро­сил виз­жа­ще­го от обиды Чертёнка дед Ка­доч­ни­ков, пряча улыб­ку в боль­шой окла­ди­стой бо­ро­де. (8)Сме­ясь, му­жи­ки стали рас­хо­дить­ся. (9)Не сме­ял­ся толь­ко рос­лый ме­ха­ник Ни­ко­лай Са­вуш­кин. (10)Он стро­го по­смот­рел на пас­ту­ха и тихо спро­сил его:
—(11)Ты точно ан­ти­ло­пу видел?
—(12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой кля­нусь! — пас­тух не­ук­лю­же пе­ре­кре­стил­ся. — (15)А зачем тебе, Колёк, ан­ти­ло­па? (16)Лето ведь — мясо ис­пор­тит­ся!
—(17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них ле­кар­ство сде­лаю! (18)Доч­кау меня силь­но хво­ра­ет, уже тре­тий год.
(19)Ран­ним утром, едва толь­ко рас­све­ло, Са­вуш­кин взял ружьё и от­пра­вил­ся в ло­щи­ну. (20)Туман ту­ги­ми лен­та­ми по­кры­вал степь, и сквозь белые кру­же­ва си­не­ли оди­но­кие берёзы, по­хо­жие на ста­рин­ные ко­раб­ли, за­стряв­шие во льдах. (21)Са­вуш­кин ис­хо­дил всю ло­щи­ну, про­ла­зил все пе­ре­ле­ски, но не нашёл сле­дов ан­ти­ло­пы. (22)Он знал, что ни­че­го не найдёт. (23)Так уж, видно, суж­де­но. (24)Суж­де­но ви­деть стек­лян­ные глаза де­воч­ки, ко­то­рая с тос­кой смот­рит куда-то внутрь себя, как будто чув­ству­ет, как по её кро­шеч­но­му телу крадётся боль. (25)Боль, по­хо­жая на боль­шую чёрную кошку.
(26)Не­щад­но па­ли­ло по­лу­ден­ное солн­це, и воз­дух, слов­но го­ря­чий жир, сте­кал гу­сты­ми стру­я­ми на землю. (27)Нужно было воз­вра­щать­ся назад. (28)Са­вуш­кин спу­стил­ся с холма и за­пла­кал. (29)По его лицу, ме­ша­ясь с потом, текли слёзы и, будто кис­ло­та, разъ­еда­ли кожу... (ЗО)Она мол­чит, про­сто смот­рит внутрь себя и мол­чит, по­то­му что знает: никто не по­мо­жет. (31)И ты ви­дишь, как твой ребёнок в оди­но­че­стве блуж­да­ет по бес­ко­неч­ным ла­би­рин­там боли.
(32)Вдруг Са­вуш­кин замер. (33)В овраж­ке, про­ры­том веш­ни­ми во­да­ми, сто­я­ла ан­ти­ло­па. (34)Со­всем близ­ко, под самым носом, шагах в два­дца­ти. (35)Са­вуш­кин осто­рож­но снял с плеча ружьё, взвёл курки. (Зб)Ан­ти­ло­па смот­ре­ла на него, но по­че­му-то не убе­га­ла.
—(37)Стой, стой, ми­лень­кая, стой! — шёпотом уго­ва­ри­вал её Са­вуш­кин. (38)Он шаг­нул влево и уви­дел рядом с ан­ти­ло­пой детёныша. (39)Малыш при­мо­стил­ся возле ма­те­ри, на траве, под­жав тон­кие ножки, и, сморённый жарой, уста­ло смот­рел куда-то в сто­ро­ну. (40)Мать сто­я­ла возле него, за­кры­вая своим телом от па­ля­ще­го солн­ца. (41)Про­хлад­ная тень, будто фи­о­ле­то­вое по­кры­ва­ло, ле­жа­ла на сонно вздра­ги­ва­ю­щей го­лов­ке детёныша. (42)Са­вуш­кин вздох­нул и по­пя­тил­ся назад...
(43)Солн­це жгло про­калённую землю. (44)Дочка си­де­ла на крыль­це и ела зем­ля­ни­ку, ко­то­рую он на­рвал в овра­ге перед самым селом.
—(45)Вкус­но, ми­лень­кая?
—(46)Вкус­но!
(47)Са­вуш­кин на­кло­нил­ся и по­гла­дил её мяг­кие во­ло­сы. (48)На го­ло­ву ребёнка, будто фи­о­ле­то­вое по­кры­ва­ло, легла про­хлад­ная тень.


Пример 5:


Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка..

Спи­сок тер­ми­нов:
1) эпи­тет
2) срав­не­ние
3) ли­то­та
4) пар­цел­ля­ция
5) экс­прес­сив­но-оце­ноч­ные слова
6) диа­лек­тизм
7) во­про­си­тель­ное пред­ло­же­ние
8) раз­го­вор­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции
9) ме­та­фо­ра

«Автор, пе­ре­да­вая ре­че­вую ма­не­ру пер­со­на­жа, ис­поль­зу­ет син­так­си­че­ское сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти — (А)_____ (пред­ло­же­ния 14, 18). Для опи­са­ния внут­рен­не­го со­сто­я­ния ге­ро­и­ни ис­поль­зу­ют­ся тропы: (Б)_____ («глаза све­ти­лись от сча­стья» в пред­ло­же­нии 31) и (В)_____ («тоск­ли­вое разо­ча­ро­ва­ние» в пред­ло­же­нии 29). Такое син­так­си­че­ское сред­ство, как (Г)_____ (в пред­ло­же­нии 36), об­ре­та­ет в тек­сте осо­бую зна­чи­мость».

(1)Сер­гей Ни­ко­ла­е­вич Плетёнкин вер­нул­ся домой, как обыч­но, в по­ло­ви­не де­вя­то­го. (2)Он ра­бо­тал в сер­вис­ной ма­стер­ской, в самом цен­тре го­ро­да. (З)Чтобы оправ­дать го­рю­чее, по до­ро­ге домой он делал оста­нов­ку возле цен­траль­но­го рынка и под­хва­ты­вал, если, ко­неч­но, повезёт, по­пут­чи­ка. (4)Се­год­ня ему не­ска­зан­но по­вез­ло, душа от ра­до­сти пела, и он, едва ра­зув­шись, даже не помыв руки, сразу же по­мчал­ся на кухню рас­ска­зы­вать об уди­ви­тель­ном про­ис­ше­ствии.
(5)Жена сто­я­ла возле ра­ко­ви­ны и мыла по­су­ду. (6)Дочь с не­до­воль­ным видом до­пи­ва­ла чай и, ка­приз­но от­то­пы­рив ниж­нюю губу, спра­ши­ва­ла:
(7)— Мам, а по­че­му нель­зя?
(8)— По­то­му что... — раз­дражённо от­ве­ча­ла мать. (9)— Вон у отца от­пра­ши­вай­ся!
(10)Плетёнкин не­тер­пе­ли­во мах­нул рукой, прося ти­ши­ны, и, взвиз­ги­вая от ра­до­сти, чем все­гда раз­дра­жал жену, начал рас­ска­зы­вать.
(11)— Пред­став­ля­е­те, еду я се­год­ня мимо цен­траль­но­го рынка, тор­мо­зит меня какая-то жен­щи­на... (12)Про­сит, чтобы я её подвёз до за­во­до­управ­ле­ния. (13)Я гляжу: ко­жа­ное паль­то, са­пож­ки стиль­ные, ну, и на лицо такая, видно, что ухо­жен­ная... (14)Я сразу ей: три­ста!.. (15)Она даже рот от­кры­ла. (16)Ну, ни­че­го, села, довёз я её до управ­ле­ния. (17)Она вы­хо­дит и даёт мне пять­сот руб­лей... (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она по­смот­ре­ла на меня, по­жа­ла пле­чи­ка­ми и го­во­рит: «Ладно, сдачу оставь­те себе!» (20)Пред­став­ля­ешь, как по­вез­ло!
(21)— Да-а! (22)Были бы все пас­са­жи­ры такие! — про­тя­ну­ла жена. (23)— Ты иди мой руки и давай са­дись ужи­нать...
(24)Плетёнкин за­крыл­ся в ван­ной и начал на­мы­ли­вать руки, вновь и вновь про­кру­чи­вая по­дроб­но­сти всего про­ис­шед­ше­го. (25)Гу­стые чёрные во­ло­сы, тон­кие паль­цы с об­ру­чаль­ным коль­цом, слег­ка отрешённый взгляд... (26)Такой взгляд бы­ва­ет у людей, ко­то­рые что-то по­те­ря­ли, а те­перь смот­рят туда, где долж­на бы ле­жать про­пав­шая вещь, пре­крас­но зная, что там её не най­дут.
(27)И вдруг он вспом­нил её! (28)Это была На­та­ша Абро­си­мо­ва, она учи­лась в па­рал­лель­ном клас­се. (29)Ко­неч­но, она из­ме­ни­лась: была не­вид­ной дур­нуш­кой, а те­перь стала на­сто­я­щей дамой, но тоск­ли­вое разо­ча­ро­ва­ние в гла­зах оста­лось. (30)Од­на­ж­ды в один­на­дца­том клас­се он вы­звал­ся про­во­дить её, вёл ти­хи­ми улоч­ка­ми, чтобы их не ви­де­ли вме­сте. (31)У неё глаза све­ти­лись от сча­стья, и, когда он по­про­сил на­пи­сать за него со­чи­не­ние на кон­курс «Ты и твой город», она тут же со­гла­си­лась. (32)Плетёнкин занял пер­вое место, по­лу­чил бес­плат­ную путёвку в Пе­тер­бург, а после этого уже не об­ра­щал вни­ма­ния на оч­ка­стую дур­нуш­ку. (33)И толь­ко на вы­пуск­ном балу, выпив шам­пан­ско­го, он в по­ры­ве слез­ли­вой сен­ти­мен­таль­но­сти по­пы­тал­ся ей что-то объ­яс­нить, а она смот­ре­ла на него с той же уста­лой тос­кой, с какой смот­ре­ла и се­год­ня.
(34)— Ну, по­лу­ча­ет­ся, что я об­ма­нул тебя!
(35)— Меня? — она улыб­ну­лась. (36)— Разве ты меня об­ма­нул?
(37)— А кого же! — ска­зал он и глупо ух­мыль­нул­ся. (38)Она молча ушла.
(39)...Плетёнкин хмуро на­мы­ли­вал руки. (40)Он по­ду­мал, что обя­за­тель­но встре­тит её и вернёт ей две­сти, нет, не две­сти, а все пять­сот руб­лей... (41)Но с от­ча­я­ни­ем понял, что ни­ко­гда не сде­ла­ет этого.
(42)— Ты чего там за­стрял? (43)Всё сты­нет на столе! — по­те­ряв тер­пе­ние, крик­ну­ла из кухни жена.
(44)«Разве ты меня об­ма­нул?» — вновь вспом­ни­лось ему, и он поплёлся есть осты­ва­ю­щий суп.


Пример 6:


Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка..

пи­сок тер­ми­нов:
1) син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм
2) иро­ния
3) раз­го­вор­ная лек­си­ка
4) эпи­тет
5) ри­то­ри­че­ское вос­кли­ца­ние
6) развёрну­тая ме­та­фо­ра
7) фра­зео­ло­гизм
8) про­ти­во­по­став­ле­ние
9) ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние

«О воз­мож­ном бу­ду­щем че­ло­ве­че­ства из­вест­ный пи­са­тель Вла­ди­мир Со­ло­ухин го­во­рит очень эмо­ци­о­наль­но, взвол­но­ван­но, ис­поль­зуя такой троп, как (А)_____ (в пред­ло­же­нии 32). Ещё один троп — (Б)_____ (пред­ло­же­ния 8−12, 23) — по­мо­га­ет ав­то­ру от­ра­зить по­зи­цию тех, кто не ду­ма­ет о не­об­хо­ди­мо­сти со­хра­нять при­ро­ду, и в то же время вы­ра­зить своё от­но­ше­ние к таким людям. В тек­сте ощу­ща­ет­ся тре­во­га ав­то­ра. Её подчёрки­ва­ет троп — (В)_____ («зло­ве­щее чёрное пятно» в пред­ло­же­нии 15). При­зы­вая че­ло­ве­ка за­ду­мать­ся над сло­жив­шей­ся си­ту­а­ци­ей, пи­са­тель ис­поль­зу­ет приём — (Г)_____ («земля есть, а травы нет» в пред­ло­же­нии 30)».

(1)Су­ше­ству­ет точ­ное че­ло­ве­че­ское на­блю­де­ние: воз­дух мы за­ме­ча­ем, когда его на­чи­на­ет не хва­тать. (2)Чтобы сде­лать это вы­ра­же­ние со­всем точ­ным, надо бы вме­сто слова «за­ме­чать» упо­тре­бить слово «до­ро­жить». (3)Дей­стви­тель­но, мы не до­ро­жим воз­ду­хом и не ду­ма­ем о нём, пока нор­маль­но и бес­пре­пят­ствен­но дышим.
(4)По обы­ден­но­сти, по нашей не­за­ме­ча­е­мо­сти нет, по­жа­луй, у воз­ду­ха ни­ко­го на земле ближе, чем трава. (5)Мы при­вык­ли, что мир — зелёный. (6)Льём на траву бен­зин, мазут, ке­ро­син, кис­ло­ты и щёлочи. (7)Вы­сы­пать ма­ши­ну за­вод­ско­го шлака и на­крыть и от­го­ро­дить от солн­ца траву? (8)По­ду­ма­ешь! (9)Сколь­ко там травы? (10)Де­сять квад­рат­ных мет­ров. (11)Не че­ло­ве­ка же за­сы­па­ем, траву. (12)Вы­рас­тет в дру­гом месте.
(13)Од­на­ж­ды, когда кон­чи­лась зима и ан­ти­фриз в ма­ши­не был уже не нужен, я от­крыл кра­ник, и вся жид­кость из ра­ди­а­то­ра вы­ли­лась на землю, на лу­жай­ку под ок­на­ми на­ше­го де­ре­вен­ско­го дома. (14)Ан­ти­фриз растёкся про­дол­го­ва­той лужей, потом его смыло до­ждя­ми, но на земле, ока­зы­ва­ет­ся, по­лу­чил­ся силь­ный ожог. (15)Среди плот­ной мел­кой трав­ки, рас­ту­щей на лу­жай­ке, об­ра­зо­ва­лось зло­ве­щее чёрное пятно. (16)Три года земля не могла за­ле­чить место ожога, и толь­ко потом пле­ши­на снова за­тя­ну­лась тра­вой.
(17)Под окном, ко­неч­но, за­мет­но. (18)Я жалел, что по­сту­пил не­осто­рож­но, ис­пор­тил лу­жай­ку. (19)Но ведь это под соб­ствен­ным окном! (20)Каж­дый день хо­дишь мимо, ви­дишь и вспо­ми­на­ешь. (21)Если же где-ни­будь по­даль­ше от глаз, в овра­ге, на лес­ной опуш­ке, в при­до­рож­ной ка­на­ве, да, гос­по­ди, мало ли на земле травы? (22)Жалко ли её? (23 )По­ду­ма­ешь, вы­сы­па­ли шлак (же­лез­ные об­рез­ки, ще­бень), при­да­ви­ли не­сколь­ко мил­ли­о­нов тра­ви­нок, не­уже­ли та­ко­му выс­ше­му, по срав­не­нию с тра­ва­ми, су­ще­ству, как че­ло­век, ду­мать и за­бо­тить­ся о таком ни­что­же­стве, как тра­вин­ка! (24)Трава. (25)Трава она и есть трава. (26)Её много. (27)Она везде. (28)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пу­сты­не... (29)Разве что вот в пу­сты­не её по­мень­ше. (30)На­чи­на­ешь за­ме­чать, что, ока­зы­ва­ет­ся, может быть так: земля есть, а травы нет. (31)Страш­ное, жут­кое, без­надёжное зре­ли­ще!
(32)Пред­став­ляю себе че­ло­ве­ка в без­гра­нич­ной, бес­трав­ной пу­сты­не, какой может ока­зать­ся после какой-ни­будь кос­ми­че­ской или не кос­ми­че­ской ка­та­стро­фы наша Земля, об­на­ру­жив­ше­го, что на обуг­лен­ной по­верх­но­сти пла­не­ты он — един­ствен­ный зелёный ро­сто­чек, про­би­ва­ю­щий­ся из мрака к солн­цу.


Пример 7:


Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка..

Спи­сок тер­ми­нов:
1) диа­лек­тизм
2) эпи­те­ты
3) пар­цел­ля­ция
4) син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм
5) во­про­си­тель­ное пред­ло­же­ние
6) срав­ни­тель­ный обо­рот
7) про­сто­реч­ное слово
8) ме­та­фо­ра
9) ана­фо­ра

«Важ­ную роль в со­зда­нии об­ра­за Мишки иг­ра­ет син­так­си­че­ское сред­ство — (А)_____ («огром­ной, как ковш экс­ка­ва­то­ра, лож­кой»), с по­мо­щью ко­то­ро­го пе­ре­даётся доб­ро­душ­ный юмор ав­то­ра. В фи­наль­ной части ре­че­вой строй тек­ста ме­ня­ет­ся. (Б)_____ («пе­чаль­ный ко­выль», «без­дон­ной про­па­сти») при­да­ют раз­ду­мьям героя-рас­сказ­чи­ка ли­ри­че­ски-взвол­но­ван­ную то­наль­ность. Троп — (В)_____ (в пред­ло­же­нии 28) − по­мо­га­ет со­здать образ без­жа­лост­но­го вре­ме­ни. Син­так­си­че­ское сред­ство — (Г)_____ (пред­ло­же­ние 36) — от­ра­жа­ет глу­би­ну чувств юноши».

(1)В дет­стве я за­чи­ты­вал­ся книж­ка­ми про ин­дей­цев и страст­но меч­тал жить где-ни­будь в пре­ри­ях, охо­тить­ся на би­зо­нов, но­че­вать в ша­ла­ше... (2)Летом, когда я окон­чил де­вя­тый класс, моя мечта не­ожи­дан­но сбы­лась: дядя пред­ло­жил мне охра­нять па­се­ку на бе­ре­гу тощей, но рыб­ной ре­чуш­ки Си­ся­вы. (3)В ка­че­стве по­мощ­ни­ка он на­вя­зал сво­е­го де­ся­ти­лет­не­го сына Мишку, парня сте­пен­но­го, хо­зяй­ствен­но­го, но про­жор­ли­во­го, как гал­чо­нок.
(4)Два дня про­ле­те­ли в один миг: мы ло­ви­ли щук, об­хо­ди­ли до­зо­ром наши вла­де­ния, во­ору­жив­шись луком и стре­ла­ми, без уста­ли ку­па­лись; в гу­стой траве, где мы со­би­ра­ли ягоды, та­и­лись га­дю­ки, и это при­да­ва­ло на­ше­му со­би­ра­тель­ству остро­ту опас­но­го при­клю­че­ния. (5)Ве­че­ра­ми в огром­ном котле я варил уху из пой­ман­ных щук, а Мишка, пыхтя от на­ту­ги, вы­хле­бы­вал её огром­ной, как ковш экс­ка­ва­то­ра, лож­кой.
(6)Но, как вы­яс­ни­лось, одно дело — чи­тать про охот­ни­чью жизнь в кни­гах, и со­всем дру­гое — жить ею в ре­аль­но­сти.
(7)Скука мало-по­ма­лу на­чи­на­ла то­мить меня, вна­ча­ле она ныла не­силь­но, как не­до­ле­чен­ный зуб, потом боль стала на­рас­тать и всё ярост­нее тер­зать мою душу. (8)Я стра­дал без книг, без те­ле­ви­зо­ра, без дру­зей, уха опро­ти­ве­ла мне, степь, уты­кан­ная оран­же­вы­ми кам­ня­ми, по­хо­жи­ми на клыки вы­мер­ших реп­ти­лий, вы­зы­ва­ла тоску, и даже далёкое поле жёлтого под­сол­неч­ни­ка мне ка­за­лось огром­ным клад­би­щем, ко­то­рое за­ва­ли­ли ис­кус­ствен­ны­ми цве­та­ми.
(9)Од­на­ж­ды после обеда по­слы­шал­ся гул ма­ши­ны. (10)Дядя так рано ни­ко­гда не при­ез­жал — мы ре­ши­ли, что это раз­бой­ни­ки-гра­би­те­ли.
(11)Схва­тив лук и стре­лы, мы вы­ско­чи­ли из па­лат­ки, чтобы дать отпор не­зва­ным го­стям. (12)Возле па­се­ки оста­но­ви­лась «Волга». (13)Вы­со­кий муж­чи­на лет со­ро­ка, обой­дя ма­ши­ну, от­крыл зад­нюю дверь и помог выйти ма­лень­ко­му ста­рич­ку. (14)Тот, ша­та­ясь на сла­бых ногах, тя­же­ло осел на траву и стал с жад­ной прон­зи­тель­но­стью смот­реть кру­гом, слов­но чуял в лет­нем зное какой-то неотчётли­вый запах и пы­тал­ся по­нять, от­ку­да он ис­хо­дит. (15)Вдруг ни с того ни с сего ста­ри­чок за­пла­кал. (16)Его лицо не мор­щи­лось, губы не дро­жа­ли, про­сто из глаз часто-часто по­тек­ли слёзы и стали па­дать на траву. (17)Мишка хмык­нул: ему, на­вер­ное, по­ка­за­лось чуд­ным, что ста­рый че­ло­век пла­чет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Муж­чи­на, ко­то­рый привёз ста­ри­ка, по­ни­мая при­чи­ну на­ше­го удив­ле­ния, по­яс­нил:
(20)— Это мой дед! (21)Ра­ны­пе он жил здесь. (22)На этом самом месте сто­я­ла де­рев­ня. (23)А потом все разъ­е­ха­лись, ни­че­го не оста­лось...
(24)Ста­рик кив­нул, а слёзы не пе­ре­ста­вая текли по его серым впа­лым щекам.
(25)Когда они уеха­ли, я огля­нул­ся по сто­ро­нам. (26)Наши тени — моя, вы­со­кая, и Миш­ки­на, чуть мень­ше, — пе­ре­се­ка­ли берег. (27)В сто­ро­не горел костёр, ве­те­рок ше­ве­лил фут­бол­ку, ко­то­рая су­ши­лась на верёвке... (28)Вдруг я ощу­тил всю силу вре­ме­ни, ко­то­рое вот так раз — и слиз­ну­ло целую все­лен­ную про­шло­го. (29)Не­уже­ли от нас оста­нут­ся толь­ко эти смут­ные тени, ко­то­рые бес­след­но рас­та­ют в ми­нув­шем?! (30)Я, как ни си­лил­ся, не мог пред­ста­вить, что здесь когда-то сто­я­ли дома, бе­га­ли шум­ные дети, росли яб­ло­ни, жен­щи­ны су­ши­ли бельё... (31)Ни­ка­ко­го знака былой жизни! (32)Ни­че­го! (ЗЗ)Толь­ко пе­чаль­ный ко­выль скорб­но качал стеб­ля­ми и уми­ра­ю­щая ре­чуш­ка едва ше­ве­ли­лась среди ка­мы­шей...
(34)Мне вдруг стало страш­но, как будто подо мной рух­ну­ла земля и я ока­зал­ся на краю без­дон­ной про­па­сти. (35)Не может быть! (Зб)Не­уже­ли че­ло­ве­ку не­че­го про­ти­во­по­ста­вить этой глу­хой, рав­но­душ­ной веч­но­сти?
(37)Ве­че­ром я варил уху. (38)Мишка под­бра­сы­вал дрова в костёр и лез своей цик­ло­пи­че­ской лож­кой в ко­те­лок — сни­мать пробу. (39)Рядом с нами робко ше­ве­ли­лись тени, и мне ка­за­лось, что сюда из про­шло­го не­сме­ло при­шли не­ко­гда жив­шие здесь люди, чтобы по­греть­ся у огня и рас­ска­зать о своей жизни. (40)Порою, когда про­бе­гал ветер, мне даже слыш­ны были чьи-то тихие го­ло­са...
(41)Тогда я по­ду­мал: па­мять. (42)Чут­кая че­ло­ве­че­ская па­мять. (43)Вот что че­ло­век может про­ти­во­по­ста­вить глу­хой, хо­лод­ной веч­но­сти. (44)И ещё я по­ду­мал о том, что обя­за­тель­но всем рас­ска­жу о се­го­дняш­ней встре­че. (45)Я обя­зан это рас­ска­зать, по­то­му что ми­нув­шее по­свя­ти­ло меня в свою тайну, те­перь мне нужно до­не­сти, как тле­ю­щий уголёк, живое вос­по­ми­на­ние о про­шлом и не дать хо­лод­ным вет­рам веч­но­сти его по­га­сить.


Пример 8:


Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка..

Спи­сок тер­ми­нов:
1) во­про­си­тель­ное пред­ло­же­ние
2) диа­лек­тизм
3) оли­це­тво­ре­ние
4) тер­ми­ны
5) ряд од­но­род­ных чле­нов
6) срав­ни­тель­ный обо­рот
7) эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ные слова
8) син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм
9) ги­пер­бо­ла

«Автор, изоб­ра­жая внут­рен­нее со­сто­я­ние героя, ис­поль­зу­ет син­так­си­че­ское сред­ство — (А)_____ (на­при­мер, пред­ло­же­ние 31). Лек­си­че­ское сред­ство — (Б)_____ («ду­шон­ка», «горе-змее­бо­рец») — поз­во­ля­ет вы­ра­зить от­но­ше­ние пер­со­на­жа-рас­сказ­чи­ка к под­ня­тым про­бле­мам. В пред­ло­же­нии 5 ис­поль­зу­ет­ся син­так­си­че­ское сред­ство — (В)_____, с по­мо­щью ко­то­ро­го вы­де­ля­ют­ся слова, име­ю­щие боль­шое зна­че­ние в раз­ви­тии глав­ной мысли. Троп — (Г)_____ в пред­ло­же­нии 52 по­мо­га­ет по­ка­зать кон­фликт в душе героя-рас­сказ­чи­ка».

(1)Не знаю, кто из ве­ли­ких ска­зал, что более всего сле­ду­ет пре­зи­рать сла­бость. (2)А может, никто этого не го­во­рил, по­то­му что ис­ти­на эта слиш­ком оче­вид­на, чтобы её от­ли­вать в какой-то ажур­ный афо­ризм. (З)Ведь и в самом деле мно­же­ство людей под­ли­ча­ют, об­ма­ны­ва­ют, ведут бес­чест­ную игру вовсе не для того, чтобы до­бить­ся какой-то лич­ной вы­го­ды. (4)Нет, чаще всего под­ле­ца­ми нас де­ла­ет сла­бость: вроде бы не хотел че­ло­век ни­че­го пло­хо­го де­лать, даже на­про­тив, хотел по­мочь, желал про­явить своё бла­го­род­ство и бес­ко­ры­стие, а не по­лу­чи­лось, не хва­ти­ло сил. (5)Вот и вышло, что он не помог, об­ма­нул, бро­сил, пре­дал...
(6)Мне всё вспо­ми­на­ют­ся мно­го­чис­лен­ные ска­за­ния про ры­ца­рей, ко­то­рые спа­са­ли не­счаст­ных ца­ре­вен от чу­до­вищ. (7)В ре­аль­но­сти чаще бы­ва­ет по-дру­го­му. (8)По­обе­ща­ет иной бла­го­род­ный ры­царь бед­ной де­вуш­ке, что не даст её в обиду, а когда уви­дит ог­не­ды­ша­ще­го дра­ко­на, когда услы­шит его хрип­лый рёв, вся книж­ная ге­ро­и­ка мигом вы­ле­тит из его тря­су­щей­ся ду­шон­ки — и толь­ко и ви­де­ли вы этого горе-змее­бор­ца.
(9)Я спе­шил на лек­ции. (10)На оста­нов­ке уви­дел ху­день­кую де­вуш­ку, ко­то­рая несла боль­шую хо­зяй­ствен­ную сумку.
(11)— Де­вуш­ка, вам по­мочь? — спро­сил я. (12)Де­вуш­ка оста­но­ви­лась, чтобы пе­ре­хва­тить сумку дру­гой рукой, и сде­ла­ла какое-то уста­лое дви­же­ние го­ло­вой, ко­то­рое можно было при­нять и за не­ре­ши­тель­ный отказ, и за роб­кое со­гла­сие. (13)Без лиш­них слов я вы­хва­тил у неё сумку и, под­бро­сив её, бодро спро­сил:
(14)—Куда вам?
(15)- Седь­мая Ра­ди­аль­ная! (16)Там у меня ба­буш­ка живёт!
(17)С цен­траль­ной улицы мы свер­ну­ли в про­улок, где на­чи­нал­ся част­ный сек­тор. (18)Од­но­этаж­ные ла­чуж­ки бес­по­ря­доч­но рас­сы­па­лись ка­ки­ми-то за­мыс­ло­ва­ты­ми кон­цен­три­че­ски­ми кру­га­ми, и по­пав­ше­му сюда че­ло­ве­ку вы­брать­ся было труд­нее, чем из Крит­ско­го ла­би­рин­та. (19)Один дом рас­по­ла­гал­ся на Де­вя­той Ра­ди­аль­ной, а дру­гой, рядом с ним, по­че­му-то счи­тал­ся на Две­на­дца­той. (20)Про­хо­жие, когда мы их спра­ши­ва­ли, по­сы­ла­ли нас то в одну сто­ро­ну, то в дру­гую. (21)Кто-то качал го­ло­вой, по­сме­и­ва­ясь над не­ле­по­стью нашей прось­бы — найти нуж­ный адрес в этом бес­фор­мен­ном на­гро­мож­де­нии жилья. (22)Сумка между тем до­воль­но ощу­ти­мо тя­ну­ла книзу. (23)Я то и дело менял руки.
(24)— Де­вуш­ка, там у вас кир­пи­чи?
(25)— Нет, там кар­тош­ка. (26)Я ба­буш­ке при­вез­ла из де­рев­ни...
(27)Гос­по­ди, эти де­ре­вен­ские чу­да­ки... (28)Кар­тош­ку в сумке во­зить... (29)Она на рынке пять руб­лей стоит... (30)Меня по­сте­пен­но стала раз­дра­жать её ку­коль­ная ми­ло­вид­ность, её вздёрну­тый носик и какая-то дет­ская без­за­щит­ность. (31)Кто же это чадо в чужой город от­пра­вил, к тому же с сум­кой раз­ме­ром с ба­гаж­но-поч­то­вый вагон?
(32)Мы хо­ди­ли уже почти час, мои руки по­вис­ли, ощу­ти­мо бо­ле­ли ноги, но нуж­но­го ад­ре­са всё не было. (ЗЗ)Про­сто так бро­сить дев­чон­ку было стыд­но, но и рыс­кать по этому тру­щоб­но­му хаосу я тоже боль­ше не мог. (34)Де­вуш­ка тоже тя­го­ти­лась тем, что ввя­за­ла меня в эти бес­ко­неч­ные стран­ствия. (35)Она робко про­си­ла: «Да­вай­те я по­не­су сама. (36)Вы идите!» (37)Этот ис­пу­ган­но-тре­вож­ный голос вы­во­дил меня из себя.
(38)Когда мы ока­за­лись на какой-то Че­тыр­на­дца­той Ра­ди­аль­ной, я не вы­дер­жал:
(39)— Да что это за город иди­о­тов?! (40)Кто эти улицы пла­ни­ро­вал? (41)В тайге ско­рее игол­ку найдёшь, чем здесь нуж­ный адрес...
(42)Я по­ста­вил сумку и, уже не скры­вая уста­лой зло­сти, не­при­яз­нен­но по­смот­рел на де­вуш­ку. (43)Она, как бы со­гла­ша­ясь со мной, кив­ну­ла и потёрла лоб белой ла­до­шкой.
(44)- По­стой здесь! (45)Я спро­шу у кого-ни­будь! — ска­зал я и на­пра­вил­ся через до­ро­гу к жен­щи­не, ко­то­рая во­зи­лась с цве­та­ми в па­ли­сад­ни­ке. (46)Ни­че­го не узнав от неё, я пошёл даль­ше. (47)Но во дво­рах ни­ко­го не было, я пересёк улицу, потом ещё один про­улок... (48)А потом пошёл в уни­вер­си­тет.
(49)Я схо­дил на лек­ции, по­си­дел в биб­лио­те­ке, толь­ко ве­че­ром вспом­нил о за­бы­той мною где-то в ла­би­рин­те домов де­вуш­ке. (50)Мне вдруг по­чу­ди­лось, что она, при­ко­ван­ная к тяжёлой сумке, до сих пор стоит и с на­деж­дой вы­смат­ри­ва­ет меня. (51)А может, она по­ня­ла, что я уже не вер­нусь, но, па­ра­ли­зо­ван­ная стра­хом, не может дви­нуть­ся с места. (52)И всё-таки моя пла­чу­щая со­весть ру­га­ла меня не за то, что я бро­сил де­вуш­ку, а за то, что там, на оста­нов­ке, не прошёл мимо неё, впу­тал­ся в это не­по­силь­ное для себя дело.


Ответы:
1) 6,7,5,2
2) 2,8,5,9
3) 5,9,7,4
4) 6,3,9,2
5) 8,9,1,7
6) 6,2,4,8
7) 6,2,8,5
8) 1,7,5,3